Заявление руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти в связи с недостоверной информацией, опубликованной на сайте КонфОП

15.07.2009

 15 июня 2009 года на сайте Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) было опубликовано заявление Председателя Правления КонфОП Дмитрия Янина по поводу недавно вышедшего исследования Центра по изучения проблем взаимодействия бизнеса и власти (Центр) «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники».

Считаем необходимым сообщить, что данное заявление руководителя КонфОП содержит недостоверную информацию.

1. КонфОП и табачная промышленность. В исследовательской работе, приведя множество фактов, мы показали связь КонфОП до 2005 года с табачной промышленностью (как и ряда других организаций, общественных и политических деятелей). В своем заявлении Дмитрий Янин утверждает, что данный вывод исследовательского коллектива Центра основан всего на двух фактах:
• на письме КонфОП в компанию Philip Morris с просьбой о выделении 100 тыс. долл. для финансирования журнала «Впрок»;
• цитате Дмитрия Янина «Газете» от 25 марте 2005 года.
По всей видимости, Дмитрий Янин намерено скрывает многочисленные факты, приведенные в работе. Стоит признать, что в ней мы привели лишь самые показательные примеры и, при необходимости, данный список может быть расширен.
Разберем еще раз нашу аргументацию:

Институциональная связь с табачной промышленностью
Проанализировав ряд корпоративных документов, которые приводятся в исследовании, а также воспользовавшись системой раскрытия данных СПАРК-Интерфакс, мы обнаружили, что один из проектов КонфОП финансово поддерживался табачной промышленностью.
Разберем данное утверждение подробнее:

1998 | 13 августа 1998 года КонфОП обратилась с официальным письмом (текст письма см. здесь) к компании Philip Morris с просьбой о выделении спонсорской помощи в размере $100.000 на издание журнала «Впрок». В обмен на финансовую помощь, как говорится в письме, Конфедерация будет оказывать всестороннюю информационную и политическую помощь проекту.  Просьба была удовлетворена.

Публичная поддержка табачной промышленности:
В исследовании мы приводим целый ряд фактов, согласно которым Д. Янин, по крайней мере, до 2006 года, в публичном поле поддерживал позиции выгодные табачной промышленности. Конечно, мы не можем утверждать, что данная позиция публичного спикера была напрямую профинансирована табачными компаниями, однако по косвенным вышеуказанным признакам, такой вывод сделать можно. Приведем самые убедительные, на наш взгляд, факты:
 
2001 | В 2001 году депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов подал судебный иск против компаний British American Tobacco (ВАТ) и Philip Morris. Депутат обвинил компании, что они нарушают ФЗ «О правах потребителей», так как реализуют в России сигареты, на которых не указана фабрика-изготовитель и отсутствует адрес, по которому можно подавать претензии на качество сигарет. Дмитрий Янин тогда встал на защиту табачных компаний, вместо того, чтобы поддержать «потребительский иск» Митрофанова. Вот как он прокомментировал тогда претензии депутата: "найти адреса компаний Philip Morris или ВАТ, даже если они не указаны на пачке сигарет, вовсе не такая проблема, как это представляет Алексей Митрофанов. В конце концов, это не фабрика с тремя рабочими, которая сегодня здесь, а завтра ее нет". (Айдар Кожахметов, "Где делают "опиум для народа" //Финансовая Россия № 13 (228) за 12.04.2001)
Комментарий Lobbying.ru: Реальным заказчиком данной акции являлись, по всей видимости, российские производители сигарет: компания ОАО «Нево Табак» (производящая с 2006 года сигареты «Жириновский») и/или компания «Донской табак» (Иван Саввиди), которым было выгодно принизить производство «чисто американских сигарет» до «российского уровня». Связь Митрофанова с российскими табачными компаниями наблюдалась экспертами Lobbying.ru впоследствии еще не раз.

2005 | В 2005 году Д.Янин являлся активным сторонником увеличения акцизов (вывод сделан из многочисленных комментариев в СМИ). Так в мае 2005 года в связи с очередным повышением акцизов Янин в интервью «Новым известиям» сказал: «…новые ставки вычистят с прилавков весь дешевый и некачественный табак, который, подорожав, станет неконкурентоспособным для покупателя и невыгодным для производителя» (Придется РОСКОШелится // Новые Известия от 13.05.2005).
Комментарий Lobbying.ru: Необходимо заметить, что именно эту позицию в то время отстаивали транснациональные табачные компании в борьбе с российскими производителями табака. В итоге к 2007 году закрылись Бийская табачная  фабрика, Челябинская табачная фабрика, Омская табачная фабрика, Пермская табачная  фабрика «Астра» и ряд других российский предприятий.

2005 |  В марте 2005 года Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» подала судебный иск и публично обвинила Philip Morris в нарушении закона «О защите прав потребителей» за то, что компания не указывает на пачках Marlboro и Parliament ряд вредных для здоровья веществ, входящих в состав сигарет. Дмитрий Янин тогда так прокомментировал ситуацию электронному ресурсу «Газета»: «Philip Morris полностью выполняет требования российского законодательства. Требовать информацию надо не с Philip Morris, а с госорганов» (Соловиченко Мария, Брось Marlboro // Газета от 28.03.2005)
Комментарий Lobbying.ru: Стоит отметить, что этот иск и последовавшие после этого публичные обвинения в адрес компании являются, проявлением конкурентной борьбы. 31 марта 2005 года Правительство рассматривало вопрос акцизной политики на 2006 год. Компания Philip Morris активно выступал за ее изменение. Создание неблагоприятной для имиджа компании шумихи было выгодно основному ее конкуренту в борьбе за акцизы – компании BAT.

2. Финансирование журнала ВПРОК табачной отраслью. Проанализировав ряд корпоративных документов, которые приводятся в исследовании, а также воспользовавшись системой раскрытия данных СПАРК-Интерфакс, мы обнаружили, что один из проектов КонфОП финансово поддерживался табачной промышленностью.

Стоит отметить, что в открытом письме, опубликованном на сайте КонфОП, Дмитрий Янин впервые упоминает факт участия его организации в ЗАО «ВПРОК»: «в ЗАО «Впрок» у информационно-издательского фонда «СПРОС-КонфОП» было лишь 1,6% акций. 98,4% же часть акций принадлежала Федеральной Нотариальной Палате и Нотариальной Палате Самарской области, а также физическим и юридическим лицам, не имеющим отношения к КонфОП».
Однако даже 1,6% акций являются показателем связи КонфОП с данной компанией, что не дает Дмитрию Янину права отрицать связь КонфОП с табачной отраслью, пусть и через ЗАО «ВПРОК». 

Интересно, что до выхода исследования Центра Дмитрий Янин вообще отрицал связь КонфОП с ВПРОКом. Вот что он заявил журналу Деньги в апреле 2009 года: «Телепрограмма «Впрок» на НТВ и одноименный журнал не были нашими проектами. Слухи о том, что мы работаем в интересах зарубежных табачных компаний, - полная ерунда» («Профессионалы потребительского спорта». Журнал «Деньги» № 13(718) от 06.04.2009).

3. «Дискредитация КонфОП». В своем письме Дмитрий Янин утверждает, КонфОП — единственная организация, подвергнутая в докладе такому детальному анализу (судя по количеству приложенных документов): «Мы полагаем, что единственной целью настоящего доклада была дискредитация именно КонфОП».

В нашем исследовании мы старались быть максимально беспристрастными и объективными. В исследовании представлены подробные материалы и анализ деятельности целого ряда других организаций и их представителей, непосредственно связанных с табачными компаниями, подробно разобраны депутаты и общественные деятели, непосредственно аффилированные как с табачной промышленностью, так и с фондом Блумберга.

Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти в своей деятельности руководствуется принципами открытости и объективности. За все время его существования мы не выпустили ни одного исследования, которое могло бы содержать некорректную информацию. Все работы, которые публикуются нами на Российском портале о лоббизме и GR Lobbying.ru, носят объективный характер и основаны на реальных фактах.

Также, стоит отметить, что Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти по состоянию на июнь 2009 года не имеет договорных отношений и не оказывает консультационные услуги ни  представителям фонда Блумберга, ни табачным компаниям, хотя не исключает, что будет делать это в дальнейшем.

4. Популяризация исследования в СМИ. Как уже было заявлено выше, исследование Центра являлось независимым - оно не было профинансировано ни со стороны табачных компаний, ни со стороны инициативы Блумберга. Центр осуществляет его продажу всем заинтересованным лицам. Для популяризации результатов работы мы обратились в СМИ. Нас поддержали целый ряд респектабельных изданий, которые, на наш взгляд, всесторонне осветили его результаты – в статьях раскрыты как лоббисты и «псеводопротивники» отрасли, так и представители инициативы Блумберга.
• Анна Соколова, "Курение: за и против"//FORBES №7 (64) за 07.2009
• Белькевич Андрей, "Пути развития лоббизма в России: прозападный или самобытный сценарии"// Радиостанция «Эхо Москвы», «Дневной разворот» за 23.06.2009
• Георгий Рыжков, "Табачные конформисты"//Российская газета №4930 (106) за 15 июня 2009 г
• Склярова Ирина, "Дымовая завеса"// Время новостей №94 за 02.06.2009
• Каримова Анастасия, "Борьба за соблюдение этикетки"// Журнал «Деньги» № 21 (726) за 01.06.2009
• Анастасия Каримова, "Профессионалы потребительского спорта"// Журнал "Деньги" № 13(718) за 06.04.2009

Однако, Дмитрий Янин утверждает «что все 90% места в СМИ отводилось КонфОП». О том, что это, как минимум преувеличение, легко убедиться, посмотрев вышеуказанные статьи. Мы не можем утверждать, что не обращали внимания журналистов на самые интересные, на наш взгляд, фрагменты работы. Делалось это с целью – привлечь внимание как можно большего числа специалистов к работе, стимулируя продажи.

5.  Однобокость информации исследования. Дмитрий Янин утверждает, что «доклад странным образом не приводит и не упоминает широко известные документы о сотрудничестве с иностранным табачным лобби как некоторых депутатов ГД ФС РФ, так и благотворительных фондов и ассоциаций, в руководстве которых были и есть государственные служащие России и их близкие родственники».

Стоит признать, что на протяжении всей деятельности Российского портала о лоббизме  GR Lobbying.ru его коллектив постоянно сталкивается с давлением как со стороны корпоративных, так и властных структур. Мы впервые раскрыли и показали работу специальных подразделений, осуществляющих связь компаний с органами государственной власти, привели используемые технологии и кадровый состав. Мы впервые также стали систематически анализировать инициируемые представителями Федерального Собрания РФ законопроекты на предмет выявления лоббистского интереса.

В исследовании две трети текста посвящено выявлению и анализу именно табачных лоббистов в органах государственной власти. Вполне возможно, что у представителей инициативы Блумберга или у представителей табачной промышленности есть дополнительная информация, о которой нам не известно.
Если данная информация имеет убедительное подтверждения – она будет незамедлительно опубликована на сайте Lobbying.ru в соответствующем разделе.

Учитывая общественный интерес к исследованию, мы приняли решение сделать его выпуск регулярным. В настоящий момент к нам приходят все новые и новые факты раскрывающие систему взаимодействия общественных и корпоративных структур в табачной отрасли с органами государственной власти в России.

В связи с этим, я приглашаю представителей, как табачной промышленности, так и инициативы Блумберга (включая Д. Янина), а также всех заинтересованных лиц в рабочую группу по подготовке второго исследования «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники», которое мы планируем презентовать осенью 2009 года. Итогом данной работы будет выпуск книги «Взаимодействие бизнеса и власти в табачной отрасли России», выход которой запланирован на весну 2010 года.


По вопросам участия в проекте просьба обращаться к координатору проекта Анне Пустовойтовой (site-contacts@lobbying.ru) с пометкой «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники».
По вопросам спонсорства, информационной поддержки издания просьба обращаться Российский профессиональный портал о лоббизме и GR Lobbying.ru при Кафедре теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ГУ-ВШЭ ( +7 (495) 772-95-90 добавочный 2317)

Павел Толстых,
Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти,
кандидат политических наук, доцент ГУ-ВШЭ

Одно из старейших и крупнейших коммуникационных агентств России Р.И.М. Porter Novelli среди наиболее ценных компетенций Центра отмечает глубинный мониторинг регуляторных рисков, продвижение законопроектов, консалтинг в области антимонопольного регулирования, а также всесторонние политические консультации, связанные с реализацией GR-инициатив.

Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru