Онлайн-конференция Павла Толстых

04.12.2008

13 июля с 15:00 по 17:00 на базе Российского PR-портала состоялась онлайн-конференция Павла Александровича Толстых. Тема конференции: "GR и лоббизм в России".
Павел Толстых – специалист по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидат политических наук, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ и факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.


Pavel, naskolko pomozet specialisty GR obrazovanie psihologa?
Я уже отвечал на этот вопрос. На мой взгляд, идеальный GR-специалист - это политолог, юрист и психолог. Как политолог человек должен понимать, что такое власть и как она распределяется. Как юрист "джиарщик" должен понимать как устроен государственный аппарат, на каких основах он функционирует, каким образом принимаются административные решения.
А как психолог GR-специалист должен понимать как представителей чиновничьей, так и бизнес-среды, чувствовать их потребности и знать как найти к ним подход.

Доброго Вам дня! Скажите, каковы Ваши профессиональные планы на ближайшее будущее?
На ближайшее будущее - открытие журнала lobbying.ru, деятельность которого поддержана национальным проектом "Образование", а также развитие центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.

Добрый день! Можно ли считать GR и PR "двоюродными братьями"?
Можно.

Павел, просветите, что входит в круг обязанностей джиарщика?
В круг обязанностей GR-специалиста в большинстве российских и западных компаний входят:
Определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти.
Отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию.
Координация выстраивания отношений компании с органами государственной власти.
Воздействие на органы государственной власти, корректировка предложений о внесении изменений в блок законодательства, регулирующего отрасль, в которой работает компания.
Обеспечение преференций и государственных заказов для компании.
Задачи специалиста по GR - выстроить тесные, доверительные отношения между своим работодателем и властью. При этом, как я писал в своей статье "GR-отдел в крупной корпорации: структура и функции", существует определенный парадокс: при налаженной работе GR-департамента его деятельность носит зачастую упреждающий характер. В этом случае конфликты с властью не возникают, а все вопросы решаются оперативно и своевременно. В этом случае у других подразделений компании может сложиться впечатление, что без данного департамента можно обойтись. Если же в компании регулярно возникают проблемы, связанные с отношениями с госорганами, то GR-департамент вызывает уважение, как структура, решающая эти проблемы. Между тем именно в этом случае деятельность GR-департамента должна вызывать нарекания.

Здравствуйте, Павел! Как думаете, успел ли GR присоединиться к списку спандартных услуг PR-компаний? С докладом на подобную тему выступал Ваш коллега Игорь Минтусов, хотелось бы услышать Ваше мнение. Заранее спасибо за ответ.
Несмотря на то, что GR-услуги появились в прайс-листах ряда "пиаровских" структур, думаю, что эти услуги пока являются профанацией. В других случаях известные PR-структуры просто обращаются к знакомым лоббистам, которые реализуют заказ. Думаю, этому рынке еще предстоит сложиться. Пока же возможности даже ведущих PR-структур весьма ограничены.

Павел, как Вам видятся предстоящие выборы с точки зрения лоббизма?
Сейчас выборами занимаются чиновники. Чтобы стать депутатом парламента или губернатором надо обладать определенными финансовыми ресурсами. Насколько мне известно, на данный момент, например, место в парламенте оценивается приблизительно в 5 млн долларов. При этом наличия денег еще не достаточно. Нужно иметь доступ к лоббисту, к которому есть определенное доверие в руководстве партии или внутреннем управлении Администрации Президента, и который может эти "выборы" провести.
Приблизительно по этой схеме осуществляется участие кандидатов в современных выборах.

Как, по-вашему, можно решить такую проблему как теневой лоббизм?
Проблему теневого лоббизма решить нельзя. Его можно только ограничить за счет институтов гражданского общества, независимого суда, эффективного парламента (институт парламентских расследований), профессиональных и общественных организаций, независимых СМИ, влиятельных регионов и т.п.

Павел, на каой исторический период приходится зарождение GR? Или он существует со времен появления института власти?
Отвечая научным языком на Ваш вопрос, хочется по памяти процитировать классика элитологии французского политолога Р.-Ж.Шварценберга. По его мнению, лоббизм вообще заложен в саму сущность властвования. В своей книге "Политическая социология" он пишет: "Всякий правитель стремится добиться согласия с его решениями, а каждый из тех, кем управляют, старается выразить свои потребности и сделать так, чтобы о них узнали. Согласие между ними может возникнуть благодаря коммуникации или обмену".
Хотя профессионализация профессии происходит в 18-м веке в США. Первая поправка в Конституации США определяет право граждан "мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб". Именно эта поправка заложила основу для развития явления через систему правовых норм. В 1808 году слово "лобби" было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США 10-го созыва.
Но существует мнение, что профессионалаизация явления происходит во времена президента У.С. Гранта. Другие эксперты связывают зарождение профессии с вестибюлем гостиницы "Виллард". Именно в этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже 18-19 вв. И именно в вестибюле этой гостиницы лоббисты могли донести свое мнение по поводу принятия того или иного закона.

Появилась новая тенденция - украинские политики потихоньку заводят дневники на ЖЖ. Было бы интересно увидеть подобное в России. Вы, в частности, не ведете дневник?
По украинским политикам - это лучше к Минченко. Сам я дневник не веду.

Павел, скажите, для Вас участие в этой конферренции - PR-ход? Иными словами, что побудило Вас участвовать в ней?
Меня пригласил Владимир Ростиславович Мединский. Ему я отказать не мог.

Павел, на прошедшей конферренции Игорю Минтусову задали вопрос про правдивость описанных событий в книге Минаева Media Sapiens. Он ее не читал. А Вы? Можете дать оценку?
Я ее тоже не читал и не собираюсь.

Сорри за вопросик не по теме конферренции... Просто любопытно: все Выше время наверняка отнимает работа... А есть у Вас какое-нибудь увлечение или хобби?
Шахматы.

Павел, какие книги и работы по GR Вы могли бы порекомендовать?
Думаю, моя книга "GR: практикум по лоббизму в России" на сегодняшний день является одной из самых интересных в этой области. Исключительно своей прикладной ориентированностью. Хотя из последних книг, которые вышли по данной тематике, могу порекомендовать книгу А. Д. Берлина и своего товарища Глеба Григора "Корпоративный лоббизм. Теория и практика". Думаю, теоретические аспекты лоббирования прекрасно освещены в книге питерского исследователя А. В. Павроза "Группы интересов и лоббизм в политике". Заслуживает внимания последняя книга одного из ведущих ученых в этой области Сергея Петровича Перегудова "Крупная корпорация как субъект публичной политики".

Павел, кто Ваш кумир (ну или объект для подражания)?...
Мой учитель - Александр Николаевич Шохин. Есть хорошая фраза, которую в свое время произнес Евгений Максимович Примаков, когда у него спросили, как оставаться "на плаву" в большой политике. Его ответ был: "Не выходить из переговорного процесса".
Думаю, за последние 15-17 лет найдется мало политиков, которые так искусно как Александр Николаевич умеют "не выходить из переговорного процесса".

Павел, здравствуйте! Скажите пожалуйста, какую роль играет интернет в проведении избирательных кампаний и формировании имиджа политика?
Я не занимаюсь выборами и имиджем политиков.

Термин "лоббизм" еще недавно считался чуть ли не ругательным, да и сейчас в восприятии далеких от политики обывателей приятных эмоций не вызывает. Принимаются ли какие-то попытки изменить отношение к понятию да и к самому явлению?
Вы правы. К сожалению, сейчас к лоббизму такое же отношение, как в свое время к предпринимательству. Если раньше вся предпринимательская деятельность ассоциировалась с мошенничеством, то сейчас, лоббизм ассоциируется с коррупцией. Однако за последние годы произошли существенные изменения. Приведем некоторые из них.
Первое. Переход значительного числа "пиарщиков" в GR. Так, значительное число PR-фирм, которые занимались политическим консультированием и избирательными технологиями, устремились в область government relations.
Второе. Положительное влияние на профессионализацию отрасли оказывает приход западных лоббистских фирм на российский рынок.
Третье. Нельзя не отметить появление кафедры "Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти" в ГУ-ВШЭ, которую возглавил Александр Николаевич Шохин.
Четвертое. Положительное влияние оказывает появление GR-комитетов в РАСО и Ассоциации менеджеров России, которые объединили профессионалов отрасли, озабоченных этическими вопросами своей деятельности.
И, наконец, пятое. Думаю, положительным явлением для отрасли станет открытие первого профессионального портала по лоббистской деятельности в России lobbying.ru.
Полагаю, через некоторое время, если указанные тенденции сохранятся, отношение к термину изменится.

Павел, поделитесь мнением, как далеко Россия отстала от Запада в области GR-технологий?
Отставание заключается не в технологиях, а в этике. Основная цель как government relations, так и лоббизма - это принятие решения чиновником либо депутатом в интересах лоббиста. Конечно, в зависимости от страны те технологии, которые используются, чтобы это решение было принято, отличаются.
Например, известно, что в США одной из распространенных GR-технологий является grass roots lobbying, которая абсолютно не распространена в России. Основной смысл технологии заключается в аппелировании к общественным группам поддержки при давлении на чиновника или депутата - через поток писем или звонков от рядовых членов. Чуть ли не хрестоматийный пример этой технологии в действии - блокирование инициативы одного из конгрессменов по ограничению продажи оружия в США. Как известно, в США Общество стрелков - одна из самых влиятельных лоббистских организаций. Антилоббисты этого законопроекта обратились к рядовым членам этой органиазции. В результате в течение нескольких дней Комитет Конгресса был парализован из-за массовых звонков - все телефоны были "сорваны".
Однако не стоит думать, что такие технологии лоббирования как подкуп, политическое давление или обмен характерны только для нашей страны. Последние скандалы в Республиканской партии США, известное дело Джека Абрамофф только подтверждают эту точку зрения.

Павел, Вы планируете работу над новой книгой? Если да, то какой проблеме хотели бы ее посвятить?
Спасибо за вопрос. Сейчас сфера моего профессионального интереса - отраслевое лоббирование в России и лоббизм в бюджетном процесс России. Эти области практически не изучены, но в своей капитализации являются чуть ли не определяющими.

Павел, приветствую. Сколько лет Вы отведете на окончательно становление профессии GRщика, и когда, на Ваш взгляд, костяк профессионального сообщества окончательно отторгнет от себя "прилипал" в виде политтехнологов, пиарщиков, не говоря уже о просто авантюристах и мошенниках?
Я думаю, в течение ближайших пяти лет рынок сформируется и не за горами уже зарождение профессиональной организации. Но, конечно, указанные тенденции заметно бы ускорились в случае принятия закона о регулировании лоббистской деятельности.

Скажите, Павел, какими качествами должен обладать успешный джиарщик?
На этот вопрос я уже ответил ранее.

И традиционный вопрос: почему вы выбрали именно эту сферу деятельности?))
Я окончил факультет политологии ГУ-ВШЭ в тот момент когда были приняты инициативы Владимира Путина по изменению избирательного законодательства, в результате которых отрасль политического консалтинга, уже имеющая свою историю, сложившиеся организации, была фактически уничтожена. А вернее, те деньги, которые на нее выделялись, были переведены из рук полит-консультантов, в руки чиновников. К сожалению, складывающиеся тенденции не оставили мне другого выбора :)

Павел, Гинько В.И., экс-советник ОАО "ПК Балтика" по GR, в книге "GR в действии" критически оценивает деятельность отраслевых организаций в настоящее время и указывает на конкретные причины их неэффективности -вы согласны с таким мнением?
Я собираю все книги по GR и лоббизму, выходящие в России, имею большую библиотеку. К сожалению, такая книга мне не известна. Говоря о роли отраслевых организаций, я скорее поспорю, чем соглашусь.
Наглядный пример - та роль и значение оказывает на отрасль Всероссийский Союз страховщиков и его глава депутат Госдумы Александр Павлович Коваль. При незначительных финансовых ресурсах каждая законодательная инициатива этого депутата приносит отрасли по миллиарду долларов.

Павел Александрович, считаю Вашу книгу "Практика лоббизма в ГД РФ" лучшей, что выходило по тематике лоббизма в России. О чем будет "GR: Практикум по лоббизму в России", анонсированная на сайте?
Спасибо за комплимент. Это, фактически, первая книга по government relations в России. Она значительно отличается от первой. Новая книга носит практический характер. В ней собрано более двадцати кейсов по лоббистской деятельности в России, которые написаны как по результам моей собственной консультационной деятельности, так и в результате закрытых интервью с действующими лоббистами. Книга уже получила положительные отзывы профессионалов отрасли. Я настоятельно ее рекомендую всем. Сегодня, кстати, первый день ее продаж! Ее уже можно заказать на сайте издательства "Альпина Бизнес Букс" (http://alpina.ru/book/515/) или на "Озоне" (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3404579/).

Павел, расскажите, пожалуйста, можно ли рассматривать госслужбу как кузницу лоббистов и gr-работников?
Я думаю, можно. Госслужба вырабатывает несколько полезных навыков, которые может использовать gr-специалист. Первое, это четкое понимание, каким образом устроены институты государственной власти, каким образом строятся между ними отношения, на какой юридической базе они работают.
Второе, это возможность завести полезные контакты среди госслужащих, которые в дальнейшем понадобятся, когда ты будешь представлять интересы в органах государственной власти.
Приведу несколько примеров такого рода переходов. У меня есть знакомая, которая в течение пяти лет работала в протоколе Администрации Президента. Сейчас ее пригласили в одну из финансово-промышленных групп. В ее обязанности входит информирование владельцев этой финансово-промышленной группы о графике зарубежных контактов президента Путина, а также включение представителей финансово-промышленной группы в зарубежные делегации. Перечисленные обязанности - фактически это тот ресурс, который покупает финансово-промышленная группа у этого специалиста. Однако стоимость такого ресурса незначительна. Я оцениваю эту услугу на рынке не более чем в пять тысяч долларов в месяц.
Другой пример - переход Алексея Саватюгина, бывшего зам. министра Министерства финансов, который стал вице-президентом компании ТНК-BP. Для Алексея Саватюгина был введен специальный пост в компании. Как известно, к компании ТНК-BP имелись многомиллиардные претензии со стороны налоговых органов. Алексей Саватюгин, как известно, на протяжении многих лет курировал от Министерства финансов всю налоговую политику. Соответственно, роль Саватюгина в ТНК-BP - с наименьшими потерями для компании урегулировать эти проблемы. Соответственно, стоимость ресурса, которым обладает Алексей Саватюгин, на рынке оценивается в многие миллионы долларов.
Указанные примеры показывают, что крайне важное значение имеет тот ресурс, с которым ты переходишь.

СМИ информируют о том, что ведущий сотрудник МЭРТа Андрей Шаронов оставляет свою должность и государственную службу. По слухам, он займется GR-деятельностью. Как Вы думаете, куда он трудоустроится?
На сколько мне известно – он возглавит совет директоров «Тройки-Диалог». Вообще Андрей Шаронов, в ранге статс-секретаря МЭРТа – ключевой игрок в российском лоббизме, оказывающий непосредственное влияние на отраслевое законодательное и бюджетное лоббирование. Это очень влиятельный человек и профессионал.

Какое количество в бизнесе на сегодняшний день специалистов по связям с госорганами трудоустроено?
По приблизительным оценкам нашего Центра общий рынок GR специалистов на данный момент порядка тысячи человек. К ним относятся сотрудники департаментов по связям с органами государственной власти российских и западных корпораций, различного рода консультанты первых лиц, представители юридических, консалтинговых и научных структур.

Какими личностными качествами должен обладать профессиональный лоббист, чтобы быть успешным на выбранном поприще?
Главное, что должен иметь профессиональный лоббист – это неформальный доступ к чиновнику. А профессиональный GR-специалист должен быть политологом, юристом и психологом в одном лице.

Павел Александрович, есть ли какие то определенные направления и сферы в лоббизме, которые рассматриваются как наиболее выгодные для лоббиста? Какие это сферы?
Эти сферы зависят от того органа государственный власти (объекта воздействия), который «продает» лоббист. Скажу за Государственную Думу. Наиболее прибыльный сферы это: во-первых, лоббирование с целью принятия и/или изменения законодательства; во-вторых, лоббирование с целью более полного участия аффилированных с депутатом структур (избирательный округ, отрасль, конкретная задача и пр.) в федеральном бюджете страны; в-третьих, лоббирование с целью использования формальных или неформальных ресурсов депутата, аппарата Государственной Думы или самой Государственной Думы.

Существуют ли профессиональные союзы лоббистов в России?
Такой ассоциации нет. Пару лет назад Константин Токарев (бывший помощник руководителя аппарата правительства РФ Владимира Квасова) делал попытки создать Национальную Ассоциацию Лоббистов, но видимо лоббистского ресурса объединить отрасль не хватило.

Каковы перспективы создания в новой Государственной Думе 2007 года законодательной базы для деятельности лоббистов?
Говоря о законе о регулировании лоббистской деятельности, надо сказать, что попытки его принять предпринимались неоднократно. Первая - еще во времена Верховного Совета РСФСР. Затем - в 1995 году, когда в Госдуму депутатом Владимиром Лепехиным был внесен и даже рассмотрен в первом чтении федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности. Голосование было таким: за - 117, против - 8, воздержались - 5. Остальные депутаты, как видно из результатов, просто проигнорировали голосование. После чего к этому законопроекту уже не возвращались. В 2003 году депутаты Надеждин, Немцов и Хакамада подготовили свой вариант закона, по общему мнению экспертов, достаточно популистский, и он тоже не получил одобрения. Наконец в ноябре 2005 года председатель фракции «Единая России» в Мосгордуме Андрей Метельский заговорил о том же. Но опять дальше слов не пошло.
Перспективы принятия такого закона в Государственной Думе пятого созыва считаю маловероятными.

Павел, участие бизнеса в политике имеет отрицательный или положительный результат, который отражается на общем развитии экономики в стране? Какие формы коммуникаций считаются правовыми, а какие нет? И являются ли бизнес-объединения инструментами политической борьбы?
Отвечу цитатой из «Азбуки лоббирования» Алексея Станиславовича Автономова: «задача лоббиста - радеть не об общественном благе, а о конкретном корпоративном интересе. Радеть об общественном благе должно государство».

Павел, кто из современных политических деятелей, по-вашему, наиболее талантлив и перспектиен? И каково Ваше отношение к третьему сроку?
Это не сфера моего профессионального интереса.

Павел, каковы Ваши прогнозы на предстоящие президентские выборы? И за кого Вы сами намерены голосовать?
Я не занимаюсь выборами.

политика - грязь...... не находите?....
Это вопрос этики.

Павел, Вы случайно не в курсе, чем вызвана надвигающаяся отставка Татьяны Парамоновой из ЦБ? СМИ выражаютя уклончиво...
Не знаю… На сколько мне известно, Парамонова – человек Геращенко. А она разве еще в ЦБ?

Павел а как вы оцениваете перспективы развития PR и GR в России?
Отвечу частью вступлением к своей новой книге «GR: Практикум по лоббизму в России».
«На рынке политического консалтинга России произошли существенные изменения за последние пять лет. Эти изменения связаны с все более и более возрастающей ролью государственных акторов в контексте взаимоотношений с бизнесом и обществом. Технологии характерные для public relations, методы публичной политики – как бы к этому не относились – уже мало эффективны и остались в 90-х. Новые реалии политического поля, определяющие деятельность политического консультанта заключаются в существенном сдвиге принятия всех политических решений к ограниченным представителям сверх-элиты, занимающим руководящие посты в Администрации Президента, Правительстве, Министерствах, руководстве «Единой России» и крупнейших государственных корпорациях. Отсутствие публичного политического торга маргинализировало профессию PR-консультанта, но сделало чрезвычайно востребованной профессию специалиста, лоббирующего интересы корпорации или отрасли в исторически влиятельной российской бюрократии».
Компании, которые оказывали услуги в области политического "пиара", занимались выборами, избирателями... У них нет выбора. Они будут либо вынуждены стать GR-фирмами, либо вынуждены будут уйти с рынка. Похожее происходит в настоящее время с компанией "Никколо М".

Я вот тут услышала интересный термин advocacy. Что он означает? И как максимально приближенно к истине его можно было бы перевести на русский язык?
Не знаю, у меня вообще с языками сложно.

Здравствуйте, Павел! Вы имеете непосредственное отношение к политическим и управленческим направлениям образования в МГУ и ГУ-ВШЭ. В следующем году планирую поступать в один из этих вузов. Какой Вы могли бы мне порекомендовать с точки зрения качества образования и дальнейших карьерных перспектив?
На это вопрос я дал подробный ответ в начале конференции. Выбор – за Вами.

Павел Александрович, как вы оцениваете роль отраслевых групп в современной России?
Давайте я кратно дам характеристику заметным лоббистским тенденциям в некоторых отраслевых группах.
Первое, газовое лобби. Под газовым лобби к 2007 году надо понимать исключительно лобби Газпрома, так как независимые производители газа либо лишились своей собственности (Сибур, ТНК-BP и пр.), либо маргинализированы (Новатэк). Вес газового лобби чрезмерно высок, во многом это определяется той ролью, которую во властной иерархии занимает председатель совета директоров газового гиганта. Исходя из этой роли и чреда лоббистских побед в 2006-2007 гг. Перечислим некоторые из них. Принятие закона «Об экспорте газа» летом 2006 года не только сделало Газпром эксклюзивным экспортером всего природного газа, добытого в стране, но и отняло часть экспортного рынка у нефтяников, из-за того, что в законе не был уточнен какой газ имеется в виду. В результате этого нефтянники лишились возможности экспортировать газовый конденсат и пропан-бутан. В 2007 году, несмотря на жесткие требования Минфина и МЭРТа повышение ставок НДПИ на газ отложено к 2009 году. В 2007 году Газпром становится ведущим разработчиком "Сахалина-2".
Второе, нефтяное лобби. Наиболее заметным событием 2006 года для нефтяных лоббистов оказалось принятие закона, касающегося дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). События, сопровождающие принятие закона показали реальный расклад сил и степень влиятельности нефтяного лобби. В проигрыше от принятия закона оказалась компания "Лукойл", несмотря на активную позицию их представителя в Госдуме Валерия Прозоровского. В самый последний момент разработчики документа вычеркнули из списка провинций, по месторождениям которых предполагается предоставление "налоговых каникул", Тимано-Печору, где больше всего нефтяных запасов принадлежит именно Лукойлу .
В 2007 году нефтяное лобби добилось на ближайшие три года сохранение нефтяных акцизов от индексирования. Это было сделано – как следует из текста - во избежание неконтролируемой инфляции.
Третье, страховое лобби. Влияние и слаженность страхового лобби, при ограниченности финансовых ресурсов вызывает профессиональное восхищение, а главу ВСС Александра Коваля, можно назвать одним из самых профессиональных отраслевых лоббистов в России. В июне 2007 года Банковский комитет Госдумы наконец-то рекомендовал к принятию во втором чтении проекта об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО). Принятие закона, которое сдерживается промышленным лобби, увеличит капитализацию страхового рынка еще на миллиард долларов.
Четвертое, табачное лобби. Под табачным лобби сейчас следует понимать исключительно иностранное табачное лобби, лобби «большой табачной четверки» Philip Morris, British American Tobacco , JTI, Imperial Tobacco. Для табачного лобби ключевыми вопросами их лоббизма являются акцизная политика государства, вопросы сдерживания ограничения курения, противодействие Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рекламная политика в области курения, принятие технического регламента, закрепляющего их статус. Со всеми выделенными вопросами табачное лобби в 2006-2007 гг. справилось на отлично. Акцизная политика государства привела к уничтожению российского производителя недорогих сигарет (среди оставшихся лидеров Донской табак, Балканская Звезда и пр.). В 2007 году новые ставки акцизов на 2008--2010 годы оказались весьма щадящими. Табачное лобби подготовило крайне либеральные поправки к рассматриваемому завтра Госдумой федеральному закону "Об ограничении курения табака". Технический регламент на табачную продукцию, принятый в первом чтении в июне оказался на столько либеральным, что вызвал гнев Роспотребнадзора. По мнению ведомства документ защищает интересы производителей, но никак не сохраняет здоровье россиян, говорится в пресс-релизе ведомства.
Пятое, пивное лобби. Влияние пивного лобби снижается третий год подряд. В 2007 году наиболее значительный рост акцизов пришелся именно на пиво. В Госдуме был инициирован законопроект, согласно которому запрещается распивать пиво и алкогольные напитки с содержанием спирта менее 12% на улицах, в скверах, парках и других общественных местах.

Павел Александрович как Вы оцениваете вклад торгово-помышленных палат(в частности регональных) в развитие лоббизма в России Заранее благодарю за ответ.
Думаю, эта роль незначительна.

как эволюция политического режима в России при ВВП повлияла на рынок лоббистских услуг в РФ?
Ответ на этот вопрос крайне сложен и он заслуживает отдельного исследования. Но основные тенденции я попробую тезисно обозначить.
С 2000 года наблюдается резкое сокращение числа реальных политических акторов, от которых зависело принятие политических решений, в которых были заинтересованы лоббисты.
К такого рода акторам я отношу:
Первое, Государственную Думу. Политическое значение этого института за последние семь лет снизилось на порядок. Госдума потеряла свою независимость в системе распределения властей, а все ключевые вопросы (к которым относится федеральный бюджет и законотворчество) в преобладающей части согласуются с Правительством и Администрацией Президента.
Второе, регионы. После реформирования системы формирования СФ, его политическое значение заметно снизилось. Это привело к тому, что региональные лоббисты на данный момент фактически отстранены как от бюджетного процесса на уровне федерации, так и от законотворчества.
Третье, крупный частный бизнес. Который, в большей части, утратил свои лоббистские возможности. А, начиная с 1999 в стране идет скрытое перераспределение собственности.
Четвертое, СМИ, гражданские институты и суд лишились своей самостоятельности от исполнительной власти.
Указанные тенденции привели к тому, что политические решения, в которых заинтересованы лоббисты сосредоточены в крайне незначительном числе кабинетов. А это в свою очередь приводит к росту коррупции и стоимости лоббистских услуг.

Павел Александрович, подскажите, пожалуйста, термин "стейкхолдеры" (stakeholders) означает то же самое, что и "целевые аудитории"? Насколько в этом случае оправдано его использование?
Видимо, Вы правы. Термин stakeholders в последнее время стал достаточно широко употребим в корпоративной среде. В контексте статьи я его использовал, чтобы обозначить те «целевые группы», с которыми департамент по корпоративным связям выстраивает отношения. К внешним стейкхолдерам относятся: СМИ, органы государственной власти, общественные организации и структуры гражданского общества, а также инвесторы и местные сообщества. К внутренним стейкхолдерам относятся: сотрудники компании, действующий на предприятии профсоюз, акционеры и совет директоров. Важность и критичность для отрасли обозначенных стейкхолдеров определяет распределение ресурсов в департаменте по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).

Уже несколько лет наблюдаю за доменом Lobbying.ru, на котором разрабатывается "Электронный научно-практический журнал освещающий вопросы лоббизма и Government Relations (GR) в России и за рубежом". Когда планируется открытие и о чем будет журнал?
Журнал открывается в тестовом режиме 1 августа этого года. В течение двух лет журнал разрабатывался учеными и практиками из ВШЭ, МГУ, МГИМО и РАГСа. В 2006 году журнал получил финансовую поддержку в рамках Национального проекта «Образование», курируемого Советом при Президенте РФ.
Журнал рассматривает как теоретические вопросы лоббистского процесса: вопросы истории и методологии, правовые аспекты, опыт зарубежных стран; так и практические моменты: технологии продвижения интересов в органах государственной власти, интервью с практикующими лоббистами и специалистами в области GR. Так что приглашаю всех заинтересованных с 1 августа стать его первыми посетителями. Нам важно Ваше мнение.

Павел, как Вы относитесь к возможностям GR в юридической сфере? Приведу пример: в настоящее время Институт частного права разрабатывает проект "Гражданское право без государственных границ". Этот проект имеет, с одной стороны, определенную политическую значимость, т.к. позволяет создавать свои стандарты регулирования общественных отношений, а, с другой стороны, он может более интенсивно развиваться в случае поддержки государственными органами. Насколько важна для такого проекта проработанная GR-стратегия?
Я думаю, для такого рода проектов поддержка со стороны государственных акторов носит определяющее значение. Бюджетное финансирование, административная поддержка и пр. выводят такого рода проекты на значимый уровень.

Павел, а чем занимается Ваш центр...? Кто является его клиентами, заказчиками, в каких проектах вы принимали участие?
Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru – лаборатория созданная в 2006 году для проведения научно-исследовательских и консалтинговых работ в области лоббизма, связей с госорганами (government relations) и социальной ответственности (social responsibility).
В основном Центр специализируется на аналитическом обеспечении GR-подразделений (структурных подразделений по работе с органами государственной власти) крупных коммерческих компаний, разработке, организационном обеспечении и реализации лоббистских проектов. На сегодняшний момент заказчиками Центра являются ведущие российские и западные компании, профессиональные ассоциации и объединения, а также депутаты Государственной Думы, главы региональных администраций.
Среди работ Центра можно выделить следующие:
Разработка «Концепции GOVERNMENT RELATIONS (GR) для ОАО «ВымпелКом» по наиболее эффективному выстраиванию отношений с органами государственной власти в условиях функционирования и развития рынка телекоммуникационных услуг РФ» для компании ОАО «Вымпелком»;
Научно-практическое исследование «ПРОХОЖДЕНИЕ ФЗ «О НЕДРАХ» через Государственную Думу ФС РФ в контексте интересов компании «ЕвроХим»: политико-правовой анализ, группы интересов и перспективы принятия» для ОАО «Еврохим».

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где сейчас можно получить образование в области GR? Какие ВУЗы можете порекомендовать?
Я думаю, сейчас складываются несколько серьезных научных школ в области Government Relations.
Первая, думаю ведущая, это ГУ-Высшая школа экономики. В ней вопросами GR занимаются две кафедры: Кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, возглавляемая Александром Николаевичем Шохиным и объединившая наиболее заметных практиков в области лоббизма Петра Авена, Дмитрия Зимина, Сергея Борисова, Игоря Юргенса и др. А также Кафедра политического консалтинга и избирательных технологий, возглавляемая Алексеем Петровичем Ситниковым. Существенным преимуществом ГУ-ВШЭ, является разумное сочетание теоретических и практических аспектов в преподавании дисциплины.
Вторая, это МГУ им. Ломоносова. На Факультете Государственного управления силами Соловьева Александра Ивановича и энтузиазмом Минаевой Людмилы Владимировны создана инновационная школа повышения квалификации GR-специалистов. К тому же нельзя забывать, что из МГУ вышли такие специалисты как Глеб Григор, Олег Барвин.
Третья, это факультет политологии МГИМО. Вопросами лоббизма занимается там Семененко Ирина Станиславовна.
Четвертая, пожалуй, Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС). На Кафедре Политологии и политического управления сильными уче

Лидер российского рынка электронных сигарет компания «PONS» подтверждает компетенцию Центра в части глубинного мониторинга и анализа рисков, связанных с принятием и изменением федерального законодательства в России. Особо хотелось бы отметить работу Центра в области взаимодействия с Министерством Финансов Российской Федерации.
Консультации Центра позволили нам заблаговременно видеть развитие нормативной и фискальной регуляторики отрасли и принимать более взвешенные управленческие решения.

Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru