Лоббисты ритейлеров с треском проиграли

18.12.2009

Комментируя газете ВЗГЛЯД принятие Госдумой закона о торговле, руководитель Центра проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых заявил, что лоббисты ритейлеров «с треском проиграли аппаратную борьбу».

Павел Толстых отметил, что ключевые нормы закона о торговле отстаивались сразу несколькими влиятельными группами. «Так, порог доминирования на уровне 25% выгоден, к примеру, региональным элитам, которым принадлежат местные сети», - отмечает Толстых. Кроме того, эксперт акцентирует внимание на том, что сами торговцы оказались не едины в отношении некоторых позиций.

«Так, установление нормы в 25% выгодно «Седьмому континенту», но невыгодно X5 Retail Group, доля которого, например, в столицах и Самарской области выше», - добавляет Толстых.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на заседании в пятницу Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о государственном регулировании торговли.

Срок вступления закона в силу - 1 февраля 2010 года. Закон направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования.

Работа над ним продолжалась несколько лет, в первом чтении вариант, разработанный правительством, был принят еще в сентябре. Ко второму чтению, которое неоднократно переносилось и в итоге состоялось 16 декабря, поступило около 300 поправок. По ключевым вопросам пришлось обсуждать диаметрально противоположные точки зрения, вырабатывать решения, приемлемые как для сельхозтоварпроизводителей, так и для торговых сетей. В итоге документ был принят в варианте, за который выступало правительство РФ.

Законом, в частности, вводится норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района. Такое ограничение должно будет вступить в силу с 1 февраля 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Также в документе устанавливаются сроки оплаты за поставленный товар. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.

Кроме того, в документе установлено ограничение 10 процентами скидок, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров. Размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, не может быть больше 10% от цены договора поставки. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку предлагается не предоставлять.

Правительству РФ предоставляется право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30 и более процентов.

Напомним, основные дискуссии по поводу этого документа разгорелись во время второго чтения. Споры о том, на каком уровне следует установить порог доминирования, привели к тому, что 9 декабря законопроект был снят с рассмотрения Государственной думой.

Однако в Кремле быстро дали понять, что «эпопею» с принятием столь важного документа, как законопроект «О торговле», пора заканчивать как можно быстрее. Сначала помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что закон может быть одобрен Думой до конца года. А во вторник премьер-министр Владимир Путин отметил, что рассчитывает на принятие второго чтения на сессии Госдумы, которая прошла в среду.

Игроки рынка тогда не скрывали своего скепсиса по отношению к этому документу. «Он носит просто карательный характер по отношению к сетям, направлен на повышение прибылей поставщиков за счет торговцев и потребителей», − уверяет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Отраслевые эксперты также отмечали, что документ нуждался в доработке. «Мелкие и средние игроки лишились возможности за счет «входного билета» (первичной платы за размещение товара на полках магазинов – прим. ред.) убеждать торговцев в том, что с ними можно работать, ритейлеры же получили административные барьеры, ограничивающие их развитие, при том что потенциал для него еще есть», - отметила аналитик БКС Татьяна Бобровская.

Источник: Толстых Павел, "Эксперт: Лоббисты «проиграли аппаратную борьбу» по закону о торговле"//ДГ "Взгляд" за 18.12.2009

Лялин Алексей Михайлович, ректор Государственного университета управления.
Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru