Итоги первого в России научного исследования

02.12.2008

Итоги первого в России научного исследования законодательной эффективности депутатов «Лучшие лоббисты Государственной думы ФС РФ IV созыва»(по версии Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru) представил в ГУ ВШЭ автор исследования, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.

Презентация итогов исследования провел 20 декабря в рамках заседания комитета по Government Relations Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) председатель совета директоров ГК «НИККОЛО М», сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов.
В организации мероприятие наряду с РАСО приняли участие группа компаний «НИККОЛО М», Департамент экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго, Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru.

Исследование включает: ТОП-10 наиболее эффективных лоббистов Государственной думы IV созыва, примеры лоббистской деятельности наиболее эффективных лоббистов Государственной думы IV созыва, наиболее заметные лоббистские кампании в Государственной думе IV созыва.

Лист ТОП-10 включает следующих депутатов (в скобках — число внесенных депутатом законопроектов и принятых затем законов, также КПД в %%): Бурыкина Наталья Викторовна (54 29 53,70); Володин Вячеслав Викторович (73 39 53,42); Драганов Валерий Гаврилович (69 37 53,62); Крашенинников Павел Владимирович (94 36 38,30); Кулик Геннадий Васильевич (102 43 42,16); Макаров Андрей Михайлович (42 27 64,28); Пехтин Владимир Алексеевич (93 50 53,76); Плескачевский Виктор Семенович (79 38 48,10); Резник Владимир Матусович (100 49 49,00); Шаккум Мартин Люцианович (60 39 65,00).
Приведен список депутатов, которые не внесли ни одного законопроекта.

В своем докладе на презентации итогов исследования П.Толстых высказал надежду на работу в России крупнейших лоббистских американских компаний Cassidy, MmD, PBU Company.
Он также отметил, что в ГУ ВШЭ уже год функционирует кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, которой руководит Александр Шохин, а профессорами являются такие известные профессионалы, как Петр Авен, Сергей Борисов, Игорь Юргенс.

Открывая презентацию, И.Минтусов сообщил, что ее планировалось провести в Малом зале Госдумы неделю назад, но он получил две группы телефонных звонков: почему нас нет в списке лоббистов, нас могут неправильно понять; на каком основании GR-комитет включил в список лучших лоббистов Вячеслава Володина?
Представляя итоги своего исследования, П.Толстых сообщил, что в Госдуме готовился закон о лоббизме, в частности, в третьем созыве его внесли Борис Немцов, Борис Надеждин и Ирина Хакамада, в предыдущем — Лепехин, произошло это в последние дни работы созыва и, как считает автор исследования, имело PR-характер.

П.Толстых считает, что есть три категории лоббизма. Прежде всего, это лоббирование законов или поправок к ним. Вторая категория лоббирования производится с целью более полного участия аффилированных с депутатом структур для включения своих программ в ФАИПы, некоторые депутаты занимаются исключительно бюджетным лоббированием. Третья категория заключается в выполнении заказов, связанных с политическим весом или политическим ресурсом депутата. Этот ресурс можно продавать, например, вмешиваясь в тендеры или в ситуации с рейдерским захватом. Кризисом российского политического PR назвал П.Толстых переход формирования Думы на пропорциональную систему, он считает, что после потери 225 мест по одномандатным округам, схлопнулась отрасль, которая насчитывала 10 лет.

Президент РАСО, депутат Госдумы Владимир Мединский в своем выступлении на презентации отметил «неловкий оттенок» слова лоббист, ассоциируемым с коррупцией. По его мнению, каждый депутат является лоббистом. Если Володин лоббирует бюджет, то это высший комплимент для него, в Саратовской области его боготворят. В США лоббисты — профессиональные консультанты, которые готовят для голосующих поправки, у них есть удостоверения лоббистов, с которыми они проходят в конгресс. Мединский отметил, что слово lobbying не переводится, оно означает «защиту».

П.Толстых подчеркнул, что если лоббистская деятельность оплачивается, то в нашей стране это запрещено.
Участники обсуждения отметили его значимость и предложили ФИО думских лоббистов заменить звездочками, чтобы выявленные механизмы лоббирования не встречали сопротивления в публикациях, как это произошло с запретом представления итогов исследования в Думе.

Напомним, что двух депутатов из представленного ТОП-листа — Драганова и Резника — Алексей Митрофанов назвал «героями четвертого созыва», гениями лоббизма, так что внутридумская оценка не противоречит итогам научного исследования.


Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru под научным руководством к.п.н., доцента ГУ-ВШЭ П.А. Толстых подготовил научное исследование «Лучшие лоббисты Государственной Думы ФС РФ IV созыва»

Об авторе:
Толстых Павел Александрович - специалист по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru. Кандидат политических наук, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ и факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор недавно вышедшего бестселлера: “GR. Практикум по лоббизму в России”.

О Центре
Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (Центр) – лаборатория созданная в 2006 году для проведения научно-исследовательских и консалтинговых работ в области лоббизма, связей с госорганами (government relations) и социальной ответственности (social responsibility). Центр специализируется на комплексном аналитическом обеспечении GR-подразделений (структурных подразделений по работе с органами государственной власти) крупных коммерческих компаний.

С текстом исследования можно ознакомиться перейдя по ссылке или заказать по телефону (495) 772-95-90 добавочный 2317

Лойко Николай Павлович, директор компании "Юг-Нефтегазгеология"
Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru