Эффективные решения

Ниже представлены наиболее эффективные кампании по продвижению политических инициатив в органах государственной власти. Комплексный подход и привлечение ведущих отраслевых лоббистов позволило добиться запланированных результатов.

Оглавление:
Принятие закона "Об экспорте газа"
Принятие дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)


Принятие закона "Об экспорте газа"
Дата внесения и название законопроекта: 6 июня 2006 года в Государственную Думу был внесен законопроект "Об экспорте газа", закрепляющий единый экспортный газовый канал.
Дата и содержание последнего события: 16 июня 2006 года Государственная Дума приняла в первом чтении закон "Об экспорте газа".
Предмет законопроекта: Согласно законопроекту "Об экспорте природного газа" за "Газпромом" закрепляется исключительное право экспортировать добытый в стране газ. Принятие этого закона закрепило существующий тренд развития российской газвоой отрасли и дало новый толчок процессу усиления прямого контроля "Газпрома" над независимыми добывающими компаниями.
Субъект права законодательной инициативы: Основными инициаторами документа явились депутаты Государственной Думы Валерий Язев и Юрий Липатов - председатель и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Впоследствии принятие закона активно поддерживали депутаты других фракций: Владимир Жириновский, Николай Сапожников, Николай Безбородов и Иван Харченко.
Противники: независимые производители газа (НК "Лукойл", "ТНК-ВР", "Новатэк") и нефтяные компании, производители газового конденсанта и попутного газа. Больше всего от введения закона пострадали "Сургутнефтегаз" и "Лукойл", на которые приходилась львиная доля добычи и экспорта газового конденсата, а также "Новатэк", "Роснефть", Южно-Уральская промышленная группа.
Анализ законопроекта:  монопольный экспортером голубого топлива "Газпром" де-факто был всегда. В отсутсвие законодательных ограничений "Газпром" не пускал в экспортную трубу независимых производителей, ссылаясь на отсутствие мощностей. В итоге независимые производители  газа половину добычи вынуждены были продавать на внутреннем рынке по цене 39 долларов за 1000 кубометров (цена в Европе - 275 долларов), еще 40% "Газпрому" по цене вдвое меньшей, а 10% - промышленным потребителям по регулируемой цене. Как посчитала аналитик "Альфа-банка" Аниса Редман: "Если бы независимые производители, как и "Газпром", продавали внутри страны 70% газа, а остальное могли экспортировать, они получили бы прибыль в 4$ млрд".
Принятие Закона об экспорте газа, как оказалось в дальнейшем, отразилось не только на независимых производителях газа (которые уже приняли тренд развития газовой отрасли и с монополистами не связывались), но в гораздо большей степени на нефтяных компаниях. "Газпрому" удалось перехватить у нефтянников экспорт сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана), используемого для бытовых нужд населения, и газового конденсата.
В 2005 году нефтяники экспортировали 1,6 миллиона тонн пропан-бутана в СНГ, страны Балтии, Финляндию, Венгрию, Польшу, Словакию и Турцию. Этот газ в среднем стоил 550-560 долларов за тонну, а значит, общий объем экспорта составил 880-900 миллионов долларов. Экспорт газового конденсата в 2005 году стоил 1,3-1,6 миллиарда долларов. Общая цена вопроса - 2,2-2,5 миллиарда долларов.
С тех пор, как рассматриваемый закон был принят, "Газпром" противится любым изменениям. Экспорт - это источник доходов "Газэкспорта", который может обслуживать нефтянников, зарабатывая на комиссии. Сложившуюся ситуацию делает особенной еще и то, что в конфликте не хочет участвовать ни одно из профильных ведомств. По словам одного чиновника, никто "не хочет оказаться втянутым в конфликт, который может неизбежно возникнуть между [председателем совета директоров "Роснефти" Игорем] Сечиным и [ее президентом Сергеем] Богданчиковым, с одной стороны, и  [представителем "Газпрома" Алексеем] Миллером и [вице-премьером Дмитрием] Медведевым - с другой". Об этом наглядно свидетельствует ход событий и сложившаяся патовая ситуация.

Принятие дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Дата внесения и название законопроекта
: 2 мая 2006 года в Государственную Думу внесен законопроект №294445-4 «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (о создании налоговых стимулов для освоения новых нефтяных месторождений и разработки месторождений со степенью выработанности выше 80 процентов).
Предмет законопроекта: Согласно законопроекту, в целях создания налоговых стимулов для освоения новых месторождений вводится нулевая ставка НДПИ по нефти для расположенных в Якутии, Иркутской области и Красноярском крае месторождений. Кроме того, предусматривается использование понижающего коэффициента к НДПИ при разработке истощенных месторождений со степенью выработанности свыше 80%. Максимальное снижение до 30% от стандартной ставки ждет месторождения, выработанные на 100%.
Субъект права законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации.
Анализ законопроекта: Наибольшую выгоду от закона получили компании, занимающие доминирующее положение в Восточной Сибири, а также компании, ведущие разработку на сильно выработанных месторождений при минимальной рентабельности. К первой группе относятся «Роснефть» и Сургутнефтегаз». Ко второй группе относятся «Татнефть», «Башнефть» и ТНК-ВР. По расчетам ИК «Тройка Диалог» ТНК-ВР, при реализации закона сможет ежегодно экономить на налогах $0,5 млрд., уже в 2007 году налоговые льготы принесут «Татнефти» дополнительно $214 млн., а в 2010 году - уже $300 млн. «Башнефть» выиграет соответственно около $100 млн. в 2007 году и $150 млн. в 2010 году. В проигрыше оказалась компания «Лукойл». В самый последний момент разработчики документа вычеркнули из списка провинций, по месторождениям которых предполагается предоставление «налоговых каникул», Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию, где больше всего нефтяных запасов принадлежит именно НК «Лукойл»2. Компании, по всей видимости, не хватило на тот момент лоббистского ресурса, чтобы стать единственным разработчиком этой провинции на льготных условиях, а за их внезапным «исчезновением» стоят, по всей видимости, лоббисты государственных компаний «Газпром» и «Роснефть», который тем самым, подтолкнули «Лукойл» к партнерству. 25 мая 2007 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов подписал с главой «Газпром нефти» Александром Дюковым соглашение о создании совместного предприятия по разработке Тимано-Печорской провинции.
По мнению отраслевых аналитиков, лоббисты совместной компании в Государственной Думе V созыва включат месторождения Тимано-Печоры, в список провинций, на которые распространяются «налоговые каникулы».

Справка
Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция (НГП), включающая территорию Республики Коми, Ненецкого АО, небольшой части Пермской области, а также прилегающей акватории Печорского моря общей площадью 446 тыс.км2 (в том числе акватории 123 тыс.км2).

Если у Вас возникли какие-либо вопросы по данной услуге, пожалуйста, свяжитесь с нами в удобное для Вас время:
По офисному телефону: +7 (495) 642-31-01
Электронной почте:
gr@gr.ru

Лидер российского рынка электронных сигарет компания «PONS» подтверждает компетенцию Центра в части глубинного мониторинга и анализа рисков, связанных с принятием и изменением федерального законодательства в России. Особо хотелось бы отметить работу Центра в области взаимодействия с Министерством Финансов Российской Федерации.
Консультации Центра позволили нам заблаговременно видеть развитие нормативной и фискальной регуляторики отрасли и принимать более взвешенные управленческие решения.

Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru