Табачная отрасль

Продукция табачной отрасли в контексте взаимоотношений бизнеса и власти в любой стране мира относиться к «товарам группы риска», куда помимо табака входит алкоголь, игорный бизнес и оружие. Государственная регуляторика этих отраслей чрезвычайно похожа, а вызовы, стоящие перед специалистами по связям с органами государственной власти - идентичны. Товары «группы риска» не только приносят потребителям удовольствие, но и приводят, в особенности при неумеренном их потреблении, к серьезным последствиям для здоровья. Это их свойство и определяет целый ряд схожих проблем:

  • Общность в системных оппонентах в государственной среде, к коим относятся чиновники из системы здравоохранения, надзора за правами потребителей и пр.
  • Общность в системных оппонентах в общественной и корпоративной среде, к коим относятся экологические и правозащитные организации, религиозные и потребительские группы, товарные рейдеры, а также страховые и фармацевтические компании.
  • Общность в противодействии политикам-популистам, которые стремятся заработать внимание масс, эксплуатирую популярную потребительскую тематику.
  • Общность в проблемах поиска политических сторонников: политики не любят поддерживать товары «группы риска», опасаясь потерять голоса избирателей.
  • Наличие «псевдопротивников»: политических и общественных деятелей, выдающих себя в публичном поле за противников отрасли, но в реальности афилированных с компаниями-производителями товаров «группы риска» и преднамеренно тормозящих принятия инициатив, ограничивающих отрасль.

Помимо вышеназванных общих проблем табачная отрасль в России имеет и свои уникальные особенности:

  • Табачная отрасль России на более чем 80% представлена иностранным капиталом, что существенно ограничивает ее возможности во взаимоотношениях с профильными органами государственной власти.
  • Большинство табачных компаний вынуждены следовать не только российским законам, но и нормам американского и европейского права в контексте детального раскрытия информации при оказании влияния на политических деятелей.
  • Несмотря на небольшое количество крупных игроков табачного рынка, внутриотраслевые противоречия 1990-х годов привели к тому, что на сегодня отраслевые интересы практически не консолидированы в единой отраслевой организации, что, безусловно, влияет на эффективность реализации общих интересов.
  • Противники табачной отрасли впервые в истории получили серьезную финансовую поддержку своих инициатив. В 2006 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг организовал фонд Bloomberg Initiative, который к 2013 году выделит 500 млн. долларов для борьбы с курением в развивающемся мире. 

Партнеры Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти являются уникальными экспертами в России, Украине и на постсоветском пространстве в области взаимоотношений табачной промышленности, федеральных органов государственной власти, а также представителей антитабачной коалиции (фарминдустрия, Bloomberg Initiative и др.). 

В данной связи Центр может предложить следующие виды услуг:

 

Алексей Глазырин, президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Другие проекты
E-mail: gr@gr.ru